КЕҢЕС ПУНКТІ/ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ
КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРЫН
«№ 89 БӨБЕКЖАЙ БАЛАБАҚШАСЫ»
Родителям кеңес беру
тақырыбы: «БАЛАНЫҢ ОҚЫТУЫНДАҒЫ ОЙЫН ОРНЫ – МЕКТЕПКЕ ДЕЙІНГІ БАЛАЛАР»
Дайындаған және жүргізген: әдіскер Серікбаева Г.С.
Алматы 2023 ж
«Мектеп жасына дейінгі баланы тәрбиелеудегі ойынның орны
Мақсаты: ойын мәселелері бойынша ата-аналарға психологиялық-педагогикалық білім беру.
Бала ойынынан асқан үйлесімділік жоқ: Бұл балалар үйлесімінің құдіреті сонша, баланың ойынын тамашалаған үлкендер еріксіз күлімсіреп, қуаныш пен ләззат алады.
Мектеп жасына дейінгі баланың бүкіл өмірі ойынға толы, бұл оның өзін әлемге және өзі үшін әлемге ашуға дайын жалғыз жолы.
Ойын – балабақшадағы тәрбие, оқыту және дамыту процесін ұйымдастырудың негізгі формаларының бірі.
Ойын – бұл мектеп жасына дейінгі балаға еркіндік сезімін беретін, заттарды, әрекеттерді, қарым-қатынастарды бақылауды қамтамасыз ететін, оған «осында және қазір» дегенді толық түсінуге, толық эмоционалдық жайлылық жағдайына жетуге және тең адамдардың еркін қарым-қатынасына негізделген балалар қоғамына қатысу.
Ойын әрекетінің бағыты мен ұзақтығын қамтамасыз ететін және ойын әрекетіндегі баланың даму процесін қызықты әрі әсерлі ететін ойынға деген қызығушылық. Ойынға қызығушылық рөлдік ойынның барлық құрылымдық компоненттерін қамтиды: сюжет, рөлдер, ойыншықтар мен ойын атрибуттарын таңдау, ойын әрекеттері мен диалогтары, ойын ережелерін сақтау.
Бүгінгі таңда мектепке дейінгі педагогиканың теориясы мен практикасында балалар субмәдениетінің, атап айтқанда ойындық мәдениетінің ерекшеліктерін зерттеуге мүмкіндік беретін педагогикалық диагностиканың жеткіліксіз дамуы немесе болмауы сияқты мәселе бар. Егде жастағы мектеп жасына дейінгі баланың ойын субмәдениетінің мазмұны ең алдымен оның ойынға деген қызығушылықтары мен қалауларын қамтиды.
Педагогикалық іс-әрекеттің негізгі мақсаты – ойында балаға эмоционалды жайлылық жағдайын жасау.
Іс-әрекет объектісі: баланың эмоционалдық, танымдық және коммуникативті дамуы.
Сабақтың тақырыбы: Рөлдік ойындар
Тақырыптық рөлдік ойын – мектеп жасына дейінгі егде жастағы балалардың эмоционалдық, танымдық және коммуникативті дамуының құралы.
Іс-шараның негізгі мақсаттары:
1. Жұмыс тәжірибесінің теориялық және практикалық негіздерін зерттеу
2. Егде жастағы балалардың ойын әрекетінің дамуының бастапқы деңгейін анықтау
3. Іс-әрекеттің эмоционалдық, когнитивтік және коммуникативті сфераларының даму деңгейін анықтау.
4. Ойын қызметі үшін жағдайды жақсарту, тәрбие, білім беру және дамытудың жаңа сапасын қамтамасыз ету
Мектепке дейінгі балалық шақтың соңында рөлдік ойындар біршама өзгереді. Ол әртүрлі тақырыптармен, рөлдермен, ойын әрекеттерімен және ережелерімен ерекшеленеді. Рөлдік мінез-құлық ережелерін орындауға саналы қатынас шындық саласын меңгерудің тереңдігін көрсетеді. Рөлді орындау ойын әрекетінің маңызды мотивіне айналады.
Рөл балаларды белгілі бір мінез-құлық ережелеріне бағынуға және әлеуметтік нормаларды сақтауға шақырады. Ойын келісімінде балалар идеяны талқылайды, ал олар сюжеттік желілерді егжей-тегжейлі түсіндіре алады, жабдық пен атрибуттарды талқылайды.
Ұзақ уақытқа созылатын ойын мұғалімнен үнемі назар аударуды талап етеді. Алғашқы ұзақ ойындарда оның ұйымдастыру мен өткізудегі белсенділігі жоғары болса, кейінірек балалардың дербестігі айтарлықтай артып, мұғалімге әрқашан көмектесуге дайын белсенді бақылаушы рөлі жүктеледі.
Рөлдік ойындар осы жастағы балаларды жаңашылдығымен қызықтыру үшін оларға мұқият дайындалу керек, өйткені ойындағы жаңалық қазіргі уақытта жеткілікті түрде игерілмеген және нақтылау мен байытуды қажет ететін нәрсе. әсерінен.
Ойынды жоспарлау кезінде мектеп жасына дейінгі балаларда ойнауға деген құштарлық мұғаліммен бірге қызықты ойынды дайындау арқылы туындайтынын есте ұстаған жөн. Мысалы, егер «теңіз саяхаты» болжанса, онда балалар: «Саяхат үшін бізге не қажет?» Деген сұрақты қою керек. Олар жауап береді: кемеге арналған якорь, жолаушыларға билеттер, маршрут анықталатын карта. Барлық осы атрибуттарды балалармен бірге сынықтардан жасаған жөн. Бұл бірлескен іс-әрекетте мұғалім балалардың тілектерін тыңдап, тыңдауы қажет, өйткені педагогикалық процеске тең құқықты қатысушылар арасында диалог болады.
Барлық балалардың тілектерін ескеру қажет, өйткені олар да ойынға деген қызығушылықтары мен қалауларын көрсетеді.
Егер балалардың көпшілігінің қызығушылықтары ұқсас болса және сіз рөлдік ойынды ұйымдастырған кезде оларға сүйенуді шешсеңіз, басқа қызығушылықтары бар балалар туралы ұмытпау керек. Бұл жағдайда балалардың қызығушылықтарын бір сюжетте, жалпы ойында біріктіру нұсқаларын іздеу керек. Мысалы, бірнеше адам Шректі ойнауға қызығушылық танытты, ал бір қыз бұл ойыннан үзілді-кесілді бас тартып, Кішкентай су перісі болғысы келеді, сіз екі кейіпкерді бір ойынға енгізе аласыз, осылайша барлық балалардың мүдделері ескеріледі.
Түстен кейін балалар үнемі әртүрлі қосымша іс-шараларға алынады, сондықтан жағдайлар жиі туындайды
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ЯСЛИ -САД №89»
Консультация для родителей
на тему:
«МЕСТО ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ РЕБЁНКА – ДОШКОЛЬНИКА»
Подготовила и провела :методист Серикбаева Г.С.
Алматы 2023
«Место игры в обучении ребёнка – дошкольника
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам игры.
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка: Сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Именно игровой интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, делает процесс развития ребенка в игровой деятельности занимательным и эффективным. Игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил.
Сегодня в теории и практике дошкольной педагогике существует такая проблема, как недостаточная разработанность или отсутствие педагогических диагностик, позволяющих изучить особенности детской субкультуры, в частности игровой. В содержание игровой субкультуры старшего дошкольника, прежде всего, входят его игровые интересы и предпочтения.
Основная цель педагогической деятельности: создание для ребенка ситуации эмоционального комфорта в игре.
Объект деятельности: эмоциональное, познавательное и коммуникативное развитие ребенка.
Предмет деятельности: Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно - ролевая игра - средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников.
Основные задачи деятельности:
1. Изучение теоретической и практической базы опыта работы
2. Определение первоначального уровня развития игровой деятельности детей старшего возраста
3. Определение уровня развития эмоциональной, познавательной и коммуникативной сферы деятельности.
4. Совершенствование условий игровой деятельности, обеспечивающих новое качество воспитания, образования и развития
К концу дошкольного детства сюжетно-ролевая игра несколько изменяется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых действий, правил. Сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности.
Роль призывает детей подчиниться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. В сговоре на игру дети обсуждают замысел, при этом они могут детализировать сюжетные линии, обговаривать оборудование и атрибуты.
Длительная игра требует постоянного внимания воспитателя. Если в первых длительных играх его активность в их организации и проведении максимальна, то в дальнейшем самостоятельность детей значительно возрастает и педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь.
Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей этого возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре - это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатления.
При планировании игры следует помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если предполагается "морское путешествие", то ребятам нужно задать вопрос: "Что нам понадобиться для нашего путешествия?" Они ответят: якорь для корабля, билеты для пассажиров, карта, по которой будет определяться маршрут следования. Все эти атрибуты желательно изготовить из подручных материалов вместе с детьми. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса.
Обязательно нужно учитывать пожелания всех детей, так как в них тоже проявляются игровые интересы и предпочтения.
В том случае, если у большинства детей интересы сходны и именно на них вы решили опираться при организации сюжетно-ролевой игры, не следует забывать о детях с иными интересами. В этой ситуации необходимо поискать варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре. Например, несколько человек выразило играть в Шрека, а одна девочка категорически отказывается от этой игры и хочет быть Русалочкой, можно ввести обоих персонажей в одну игру, таким образом, интересы всех детей будут учтены.
Во второй половине дня детей постоянно забирают на разнообразные дополнительные занятия, поэтому часто возникают ситуации, когда в середине игры дошкольники возвращаются в группу и хотят участвовать в ней. Такую ситуацию необходимо учитывать заранее при организации игры и продумывать 2-3 дополнительные универсальные роли на этот случай. Если эти роли уже распределены, то следует сымпровизировать, например, предложить ребенку стать сотрудником фотостудии, в обязанности которого будет входить проявка и печать фотографии, изготовленных детьми по ходу игры. Таким образом, все дошкольники будут вовлечены в одно общее дело - игру, сюжет которой, непрерывно обогащается и развивается.
Для того чтобы дошкольники в дальнейшем самостоятельно продолжили играть, используемые детьми игровые атрибуты и игрушки следует разместить в доступном для них месте, чтобы обеспечить свободу действий. Игровые атрибуты должны соответствовать тематике игр, интересных детям. Так, если игра посвящена Человеку-Пауку, то это должен быть его костюм, если Винни-Пуху, то элементы его костюма и костюма других персонажей сказки. Помимо этого, следует обратить внимание каждого ребенка на то, где находятся эти атрибуты.
65% детей, находясь в домашних условиях, совсем не играют в сюжетно-ролевые игры, предпочитая компьютерные игры или же прогулки с друзьями.
Причиной такого результата, прежде всего, является, пассивная роль родителей в игровой деятельности ребенка.
60% родителей не точно определяют интересующие их проблемы воспитания, хотя достаточно объективно оценивают развитие своего ребенка.
Игра положительно влияет на развитие эмоциональной, познавательной и коммуникативной сфер ребенка, улучшается общий эмоциональный фон группы. Дети больше общаются между собой, легко идут на контакт со взрослыми, у детей формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.